вторник, 17 октября 2017 г.

Инновационные методы и приёмы развития речи детей старшего дошкольного возраста посредством раскрытия их вокальных способностей и развития творческого потенциала

Скажите, а Вы любите музыку?
Найдётся ли человек, которому музыка не нравится? Пусть своя, любая.
Вне зависимости, умеем ли мы петь, нам она всё равно нравится.
Нам нравится пританцовывать. Нам нравится припевать, даже если мы петь не умеем. Многие считают, что им в детстве «медведь на ухо наступил», хотя они неплохо владеют и голосом и речью. А кто же Вам сказал, что Вы петь не умеете? Конечно, с детства многие слышали: «Закрой рот, не порти музыку, чего ты там ноешь…» И много другого в свой адрес. Кому же после таких заявлений петь захочется? И вы смиренно закрыли рот и стараетесь его больше не открывать, по крайней мере, в присутствии знакомых, друзей и родственников. А душа- то поёт! Вот такая картинка мира зачастую встречается у взрослых людей.

Давайте посмотрим, когда же всё начинается? Когда всё закладывается? «Конечно с детства» - ответите Вы. И будете абсолютно правы!
Первое, что мы развиваем у младших дошкольников, это речь. И смотрите, музыка и речь тесно взаимосвязаны. Исследования показывают, что музыка включает в себя различные элементы, являющиеся также компонентами языка. Музыка развивает способность различать звуки на слух, развивает у детей воображение, способность выражать мысли словами, движениями и жестами.
Основной вид музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи – это пение. Многие передовые общественные деятели высоко оценивают роль пения в жизни человека. Н. Г. Чернышевский относил пение к «высшему, совершеннейшему искусству» и подчеркивал, что «пение первоначально и существенно, подобно разговору».
Пение требует четкой работы артикуляционного аппарата (губ, языка) это конечно помогает развитию четкой дикции ребенка. Также пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углубленного дыхания, активно работают легкие, развиваются голосовые связки, укрепляется голосовой аппарат, поэтому основная задача в обучении детей пению это - охрана голоса ребенка. Также необходимо знать основы физиологии детского голоса: строение голосовых связок, преобладание головного резонатора.
Исполнение песни, воздействуя на слушателя слиянием музыки и слова, позволяет не только выразить свои чувства, но и вызвать у других эмоциональный отклик, сочувствие, понимание. Уже в раннем возрасте дети реагируют на песню. По мере развития мышления, речи, возрастает интерес, как к самой песне, так и к ее воспроизведению. Пение развивает речевые навыки ребенка: разрабатывается артикуляционный аппарат, улучшается произношение отдельных звуков. Вслед за развитием правильной речи формируется мышление, логика, интеллектуальные способности ребенка и восприимчивость к новой информации. В годы дошкольного детства голосовой аппарат еще не сформирован (связки тонкие, небо малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное) и укрепляется вместе с общим развитием организма.
В старшем дошкольном возрасте важной задачей становится выработка дикции. Известный факт, что у ребенка в этом возрасте недостаточно координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата. Многие дети отличаются излишней торопливостью в речи, нечетким выговариванием слов, «Проглатыванием» окончаний или излишне замедленной манерой произношения слов. Используя различные голосовые, дыхательные, ритмические упражнения, дети преодолевают эти недочеты речи.
Общему развитию речи детей, четкой дикции, активной артикуляции, помогают современные инновационные методики.

В своей работе я использую артикуляционную гимнастику известного учителя – исследователя, имеющего многолетнюю практику врача – фониатора В. В. Емельянова «фонопедический метод развития голоса», а также двигательные, дыхательные упражнения и распевки Варинской М. А. «формирование навыков правильного звукообразования», Коваленко М.А. «хоровое занятие с детьми 5-6 лет».
Есть здесь и мои авторские разработки артикуляционных, дыхательных и двигательных упражнений. В артикуляционную гимнастику входят упражнения для органов речи: языка, губ, лицевой мускулатуры («Лошадка», «Трубочка», «Заборчик», «Иголочка», «Толстячок – худышка», «Злая кошка», «Парус» и многие другие, а также легкий массаж спины, головы, шеи).
Из методики Варинской М. А, Коваленко М. А, я использую двигательные упражнения и расслабления мышц тела: «Пружинки», «Березка», дыхательные упражнения: «Хомячок», «Собачке жарко», «Воздушный шарик», «Цветок», упражнения на звукообразование: пение «глиссандо» с низкого звука вверх на звук «у», «Ракета», «Качели» (вверх и вниз).
Такие упражнения развивают голосовой аппарат, умение управлять им.
Опыт показывает, что эти упражнения помогают развитию отчетливой речи у детей. Также на логоритмических занятиях использую разнообразные приемы развития дикции (правильного, ясного произношения): произнесение текста шепотом, в ритме песни, выразительное прочтение текста без музыки и. т. д.
Каждый ребенок осмысленно произносит все слова, хорошо артикулируя.
Кроме пения речь детей развивается и на других видах музыкальной деятельности: слушание, песенное творчество, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах.
Восприятие музыки выражается в беседе о прослушанном произведении, характере музыки, связанной с эмоционально-образным содержанием.
Я побуждаю детей проявлять активность в речевом общении. Характеризуя музыкальное произведение дети стараются с моей помощью использовать максимум прилагательных, отвечают на вопросы, развивается их музыкальная речь.
Музыка становится ключом, который открывает детские уста, вызывает естественное желание у детей поделиться своими чувствами и мыслями, своими музыкальными впечатлениями.
В песенном творчестве предлагаю так называемые музыкальные вопросы и ответы. В разговорной речи на вопрос получают ответ, например «Как твои дела?» - «Хорошо, спасибо», или «Как тебя зовут?», ребенок пропевает свое имя.
Также в пении дети учатся сочинять мелодии в заданной тональности, на заданный текст. Задание выполняется индивидуально, поэтому ребенок старается спеть и отчетливо произносить слова.
Дети с большим удовольствием играют на музыкальных инструментах, поют и одновременно передают ритмический рисунок мелодии. Развивается мелкая моторика кистей рук, развивается ритмизированная речь.
Опыт показывает, что использование в работе с дошкольниками инновационных методик, значительно повышает уровень сформированности у детей певческих навыков и исполнительской культуры, обогащение знаний об особенностях голосового аппарата, охране органов речи и способах управления ими.
Более углубленную работу в развитии певческого голоса, дикции, артикуляции я веду на занятиях вокального кружка «Соловушки».
На этих занятиях использую скороговорки, распевки в разных темпах, тональностях, дыхательные, артикуляционные упражнения и психогимнастику.

Пение – одно из условий эстетического воспитания ребенка и, такие способности как, музыкальный слух, чувство ритма, мышление и память обязательно пригодятся детям в их дальнейшей творческой и повседневной деятельности. Песня помогает играть, развиваться и радоваться жизни.

Комментариев нет:

Отправить комментарий