понедельник, 11 сентября 2017 г.

Роль пословиц в развитии ребенка



Психология рассматривает ум человека как функцию мозга, который заключается в точном и адекватном отображении закономерностей явлений окружающей жизни и соответствующей регуляции деятельности человека относительно освоения действительности и собственного совершенствования. Умственное развитие проявляет себя в объёме, характере и содержании знаний, уровне развития психических процессов (памяти, мышления, внимания, воображения); познавательных способностей, характере ведущей деятельности.

Одним из средств умственного воспитания выступает художественное слово. Художественное слово захватывает ребёнка не только внешней стороной, но и внутренним, смысловым содержанием. Дошкольник в восприятии художественного произведения не эгоцентричен. Постепенно он учится становиться на позицию героя, мысленно ему способствовать, радоваться его успехам и грустить за неудачи. Наши предыдущие поколения создали бесчисленное количество метких, отточенных, отшлифованных, как самоцветы, высказываний, которые имеют признаки преемственности, мудрости, и неописуемой красоты, что употребляются всеми категориями населения от детства и до старости.
Пословицами называют короткие, меткие, глубокие за силой мысли народные высказывания и суждения о жизненных явлениях, которые выделяются простотой и сжатостью, логической законченностью, образной выразительностью. Характерными особенностями пословиц является аллегорическая манера суждения, обобщение, выраженное в конкретной форме, стойкость, строгость формы, которая даёт возможность легко их запомнить. К пословицам в народной речи близки поговорки. Очень подобные своей сжатостью, силой суждение, поэтической выразительностью с пословицами, поговорки,  впрочем, существенно от них отличаются. По определению В. Даля, поговорка –  «сложное, короткое высказывание, которое бытует в народе, но не составляет полной пословицы». Пословицы и поговорки почти энциклопедически раскрывают все стороны поведения человека, черты его характера. В них отмечается, что свойства и характер человека формируются под воздействием внешней среды, жизненных условий, общих этических норм. Народная мудрость распределяет людей на хороших и злых, советует никогда не терять человеческого достоинства («Гляди, не забудь, человеком будь»). Только благодаря честному труду, хорошим поступкам человек зарабатывает себе авторитет («Не место мужчину красит, а мужчина место») и т.д.
Используя в своей речи пословицы и поговорки дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои чувства, интонационно окрашивая свою речь. Развивается умение творчески использовать слово, умение образно описывать предмет, давать ему яркую характеристику. Пословицы и поговорки ярко конкретизируют в себе органическое сочетание речи и мышления. Старшие дошкольники, слушая и обсуждая содержание пословицы совершенствуют активную речь и развивают мышление. С помощью специально организованных воспитателем речевых и творческих заданий, детям предлагается определить, о чём идет речь в пословице, или закончить пословицу соответствующим словом, а в случае затруднения просит выбрать правильный ответ из нескольких предложенных вариантов. Предлагаются также задания на развития мышления и памяти. Взрослый проводит упражнение «Подбор пословиц» к изученным сказкам, или просит детей составить соответствующую ситуацию, которая подтвердила бы конкретные пословицы или поговорки. На развитие воображения дошкольников проводится коллективная работа методом «коллаж», инсценировка пословиц и другие творческие задания и интересные упражнения. Пословицы и поговорки имеют большое воспитательное влияние на дошкольников благодаря своей особенной форме, эмоциональности, образности, яркости, доступности. Они знакомят детей с морально-этическими нормами, формируют навыки культурного поведения, лаконично и в доступной форме учат быть вежливыми, скромными, сдержанными, ответственными, уважать родителей и  уважать людей. Примеры работы над пословицами и поговорками  в ДОУ.
Развиваем речь дошкольников:
I. Воспитатель обсуждает с детьми вопрос:
— О каком человеке говорят: «Крутится, как белка в колесе», «Дрожит, как осиновый листок»?;
— В какой ситуации мы говорим: «Выше себя не подпрыгнешь», «Кто спешит, тот людей смешит»?;
— О каком правиле поведения напоминают нам такие пословицы: «С людьми говори вежливо», «Когда не зовут – в гости не идут», «Каждой вещи своё место»?;
— О какой черте человека говорится в таких пословицах: «От самого начала думай, какой будет конец», «Своевременная помощь, – как дождь в засуху»?;
— От чего предостерегают такие пословицы: «С кем поведёшься, того и набёрешься», «Доверяй, но и проверяй»?
II. Творческое задание
Воспитатель предлагает детям составить правила к поговорке «В правде – сила». Например:  дошкольники могут предложить:
1. Говори всегда правду.
2. Не рассказывай тайну своего друга без его согласия.
3. Не обращай свою вину на других.
4. Помогай говорить правду своим близким.
5. Учи говорить правду младших по возрасту.
III. Составление словосочетания или предложения к пословице «Человек без друзей, что дерево без корня»
— одинокий муравей;
— бабочка без цветов;
— одна звезда на небе;
— один цветок в поле;
Развиваем мышление и память дошкольников:
I. Творческое задание «Подбери слово».
Не заживает рана от плохого…
Слово… каждому приятное.
Кто… тот людей смешит.
Без печи холодно, без хлеба…
Не будет хлеба, не будет и…
Ответы: Слова, учтивое, спешит, голодно, обеда.
II. Игровые упражнения:
1) «Подбор пословиц к сказкам».
Взрослый читает дошкольникам пословицу и побуждает вспомнить сказки, к которым её можно отнести.
Дай волю душе захочется потом – сказка «О рыбаке и рыбке».
Завистливые глаза не знают стыда – сказка «Лиса и заяц».
Залез в богатство – забыл и братство – сказка «Три брата».
У страха глаза большие – сказка «Пан Коцкий».
Хорошо делай – хорошо и будет – сказка «Кобылья голова».
2)  «Спор мышат». Воспитатель рассказывает детям, что друзья, когда шли на День Рождение, начали спорить: «Какая пословица лучше?» Лучше иметь 100 рублей, чем 100 друзей. Лучше иметь 100 друзей, чем 100 рублей. Лучше иметь 100 рублей и 100 друзей. Взрослый предлагает детям разрешить спор друзей (объясняя свой выбор).
3)  «Умняшки». Воспитатель предлагает детям послушать интересный рассказ «Для чего человек работает». Для чего человек работает Трое работников строили дом. К ним подошёл старый мужчина и спросил: «Что вы делаете?». Один работник ответил: «Камни складываю», второй ответил: «Деньги зарабатываю», третий ответил: «Строю красивый дом, чтобы люди радовались и благодарили меня».После прочитанного рассказа воспитатель спрашивает дошкольников: «К которому из работников подходит пословица «Без труда человек не познает счастья», просит обосновать свои ответы.
Развиваем воображение дошкольников:
I. Инсценировка пословиц.
Воспитатель предлагает детям показать мимикой, жестами то, как они понимают пословицы: Между тремя деревьями потерялся. Слышали звон, да не узнали, где он. Даёт, но с рук не выпускает. Прячется, как лягушка в камыше. Задрал нос, что кочергой не достанешь.
II. Творческое задание «Какая пословица лучше»?
Воспитатель читает детям пословицы: «Если себя не похвалишь – никто не похвалит, Не хвалы себя сам – пусть люди похвалят», после чего спрашивает: «Какая пословица лучше?» Если детям трудно ответить, то предлагает найти ответ в сказке «Заяц-хвастун»Воспитатель предлагает вспомнить сказку «Заяц-хвастун» и тётю Ворону. В сказке Заяц – Хвастун стоял на пеньке перед другими зайцами и прихвастывал: «Я самый умный, я самый смелый, хитрый!». А тётя Ворона потрепала его за ухо и не позволила хвастаться. А затем прибежали собаки, поймали тётю Ворону и стали её трясти, а Заяц помог ей освободиться. И увидела Ворона, что Заяц не хвастун, а молодец.
III. Составление ситуации, которая подтвердила бы пословицы.
Воспитатель предлагает детям составить ситуацию соответствующую к пословицам («Бояться волка – в лес не ходить», «Заварил кашу, так и ешь её сам» и т.п.).
IV. Коллективная работа методом «коллаж» используя пословицу «За деньги не купишь ни отца, ни матери, ни семьи».
Рекомендуется использовать фотографии родителей, семьи каждого дошкольника, а также рисунки детей на тему «Моя семья», можно сделать ксерокопии банкнот.
Пословицы и поговорки – один из самых давних жанров устного народного творчества. Вместе они составляют вроде бы свод правил, которыми человек должен руководствоваться в повседневной жизни. Пословицы и поговорки редко констатируют какой-то факт, скорее рекомендуют или предостерегают, одобряют или осуждают, – словом, поучают, потому что за ними стоит авторитет прошлых поколений.
Варианты заданий








Комментариев нет:

Отправить комментарий